За права нужно будет заплатить 100 тысяч
Что бы пройти обучение в автошколе и получить права нужно будет заплатить 100 тысяч рублей. О таком подорожании заговорили эксперты, после изучения учебных программ для автошкол. В новых документах прописаны такие условия, которые требуют от автошкол значительных денежных трат. Это и увеличение объёма учебного материала, и материальное обеспечение учебного процесса. В итоге, все эти траты лягут на плечи или, точнее кошельки, кандидатам в водители, сообщает Autonews.
После принятия поправок к закону «Об образовании» автошколы превратили в учебные заведения. А это означает, что автошколы, работающие сегодня в статусе учреждений профессиональной подготовки, обязаны будут получить лицензию на осуществление учебной деятельности. Такой статус несет за собой и более строгие требования. Принципиальную разницу внесло лишь одно измененное слово в новой редакции «Закона об образовании» - отменена профессиональная подготовка и введено профессиональное обучение.
«Что значит получить лицензию? Если раньше для этого требовался определенный набор документов, то теперь требуется три очень серьезных вещи. Первое - заключение ГИБДД на соответствие материально-технической базы программе профессиональной подготовки. Почему ГИБДД это будет определять - непонятно. Кроме того, ГИБДД будет оценивать и качество первоначальной площадки, на которой мы готовим курсантов. По каким критериям это будет делаться - одному Богу известно. Здесь открывается широчайший простор для коррупции. Мы это уже проходили», - поделился с autonews.ru своим мнением о новых требованиях к автошколам член Правления НП «Московские областные автошколы», юрист Владимир Виноградов.
Когда осенью прошлого года была утверждена новая редакция закона о безопасности дорожного движения, Минтранс и Минобрнауки в течение полугода перекидывали ответственность друг на друга - никто не хотел разрабатывать программу подготовки водителей. Тогда, решением сверху подготовить учебные программы для водителей поручили Минобрнауки. Время было потрачено на препирательства, поэтому подготовка велась в большой спешке, в таких условиях в экспертный совет, работавший над проектами программ, забыли, а может быть не захотели, включить тех, кто непосредственно занимается обучением будущих водителей.
«Автошколы обеспокоены не только новым статусом, а тем, что программы обсуждаются в Минобре без компетентного профессионального сообщества. Там представлены от нашего сообщества: директор торгового дома, директор автостанций технического обслуживания, которые поставляют торговому дому детали, изделия, чтобы оснащать автошколы наглядными пособиями, президент детских автошкол. То есть люди, на наш взгляд, недостаточно компетентные, и среди них есть эксперты, которые утверждают, что практика вождения - 30 часов, хотя уже давно на вождение отводится 50 часов», - рассказал председатель «Гильдии автошкол» Сергей Лобарев.
Эксперты полагают, что все принятые программы обучения перегружены лишним образовательным материалом. Произошло это из-за того, что закон требует предоставить профессиональное образование, а программы разрабатывали не компетентная рабочая группа. Так же у автошкол возникает новая проблема - необходимость привлечения дополнительного преподавательского состава для обучения новым дисциплинам - безопасность труда на транспорте, перевозка опасных грузов и т.п. Ведь каждый выпускник автошколы в соответствии с новой редакцией закона будет профессиональным водителем, с правом работы по найму.
Введение новых программ обучения, увеличение его продолжительности вместе с «обязательными» затратами на получение лицензий приведут к значительному увеличению стоимости обучения, считают эксперты. Получение новых прав в итоге может стать дороже в 4 раза. Если сегодня выучиться на категорию «В» в среднем по России стоит 15-25 тысяч рублей, то с вступлением в силу нового регламента цена обучения может достигнуть 100 тысяч рублей.
«От 20 до 40-60 тысяч может уйти стоимость обучения одного учащегося, до 100 тысяч может дойти, если автошкола имеет автоматизированный автодром, который сотни тысяч долларов стоит, и придется раскидать это все на группы учащихся. Если не автодром, то автошкола должна иметь собственную площадку по ГОСТу. С перекрестками, с эстакадами, коэффициент сцепления 0,4 и так далее», - рассказал Сергей Лобарев.
Но даже в так называемом профессиональном виде и при цене за один курс обучения в 40-60 тысяч программы, разработанные Министерством образования, не выдерживают никакой профессиональной критики. В том, что их придется полностью перерабатывать, эксперты не сомневаются. Предложенные методики в развитых странах уже давно устарели и ими никто не пользуется. В качестве примера для России может служить Германия, где на весь процесс обучения заложено 56 часов, а показатель безопасности на дорогах выше российского в 4-5 раз. Очевидно, что необходимо ориентироваться не на количество часов, выделенных на обучение, а на его качество.
«Весь мир готовит в городе 95% и 5% - разгон-торможение, как мы называем, «взлет-посадка». У нас 20 часов только на площадке нужно отработать, а мы, наоборот говорим, что ДТП происходят в условиях реального дорожного движения. Задача учебной организации научить кандидата в водители созданию безопасного пространства на скоростях, а не когда он движется в домашних условиях на этих площадках. В Германии на автобане скоростном несколько часов учат - у нас запрещено, там в темное время суток 2,5 часа - у нас запрещено. А уже нормативно-правовые документы в России регламентируют: 130 км/час может развить на некоторых участках водитель, но в условиях, когда он учится ездить на скоростях 20-30 км/час, о получении практического опыта безопасного вождения говорить не приходится», - говорит Сергей Лобарев.